Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Дизайн |Ландшафтный дизайн |Карликовые деревья как национальный вид искусства
291,84.Кб

Россия | 13 июня 2006 | Дизайн

Карликовые деревья как национальный вид искусства

Бонсай - традиционное искусство выращивания карликовых деревьев. Сам термин бонсай произошел от японского произношения китайских иероглифов пэньцзай - выращивание в горшке.

Бонсай - традиционное искусство выращивания карликовых деревьев. Сам термин "бонсай" произошел от японского произношения китайских иероглифов пэньцзай - выращивание в горшке. В Японии это направление известно предположительно с XI века. Полагают, что начало ему положил великий китайский поэт и художник Ван Вэй (699 759), который вырастил в фарфоровом сосуде орхидеи и, чтобы подчеркнуть их изящество, положил вокруг стеблей белые камешки. В дальнейшем стали высаживать и карликовые деревья. Особый уход, состав и количество почвы, специальные приемы подрезки корней и формирования кроны позволили мастерам добиться того, что с годами крошечное деревце в строении и пропорциях обретало облик взрослого дерева. Первая национальная выставка карликовых деревьев состоялась в Токио в 1914 году. Выставка 1934 года, организованная в Художественной галерее парка Уэно в Токио, утвердила бонсай как полноправный национальный вид искусства.
Сегодня бонсай различают по форме: прямостоящая, свисающая или каскадная; по характеру посадки: групповая, создающая атмосферу пейзажа или одинокое дерево на скале и так далее. Существенное значение придается количеству листвы, цветов, плодов. Размеры бонсай - от нескольких сантиметров до полутора метров. Наиболее популярны деревца высотой 38-65 см. Емкость, где растет карликовое деревце, должна формой, цветом и размером сочетаться с деревцем, подчеркивать его красоту и необычность и в то же время обладать собственной художественной значимостью. Это, как правило, керамические изделия, внешне весьма простые, но часто очень старые и дорогостоящие.

Бонсай дал толчок к развитию еще одного направления миниатюрного художественного садоводства - сайкэй. Его основателем является Тосио Кавамото.

Цель сайкэй - создание привлекательного миниатюрного пейзажа из живых растений, в нем нет ограничений, присущих бонсай. Так, если для групповой посадки в бонсай деревца должны быть обязательно одного вида, примерно одного размера и не моложе 10 лет, то для сайкэй могут быть использованы самые разные сеянцы в разном сочетании, что делает творческую задачу особенно разнообразной и привлекательной. Также и скалы в сайкэй могут быть любого очертания, причем некоторые дефекты легко скрыть мхом или почвой. Таким образом, поиск совершенного камня здесь не является проблемой, которая становится все более сложной в бонсай. В сайкэй, как правило, используются трех-, четырехлетние растения, выращенные из семени. Когда деревца перерастают масштаб созданного пейзажа, их перемещают в другой пейзаж или пересаживают для того, чтобы культивировать уже как бонсай.

Искусство бонсай не получило столь массового распространения, как искусство икэбана. Может быть отчасти и потому, что для создания настоящего бонсай требуется несколько десятилетий, если он выращивается из семени, и не меньше четырех-пяти лет, если основой служит карликовый саженец, выросший в жестких природных условиях, например в щели горной породы. При этом, нужно и обладать художественным вкусом, и быть хорошим садоводом, чтобы правильно растить деревце. Но, несмотря на это, искусство бонсай перешагнуло границы Японии, им серьезно увлекаются люди в разных странах мира, в том числе и в России.

Элина Бадырханова


Тема дня