Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Дизайн |Ландшафтный дизайн |Арендаторы офисов экономят на клининге
69,59.Кб

Россия | 11 декабря 2006 | Дизайн G2P Daily Оценка Управление Мебель

Арендаторы офисов экономят на клининге

Сейчас уже никому не надо объяснять, что такое клининг. Закончилось то время, когда уборка в офисах осуществлялась с помощью швабры, веника и инициативных сотрудников. На смену уборщицам пришли клининговые операторы – и практически каждая компания, работающая в офисном секторе, пользуется их услугами. Клининг – это не только чистота, но и уход за всеми поверхностями и их защита, иными словами – сохранение эксплуатационных свойств объекта и увеличение межремонтных периодов.

Как рассказал Guide to Property старший консультант департамента коммерческой недвижимости компании Blackwood Андрей Жамкин, по-русски понятие «клининг» можно заменить словосочетанием «профессиональная уборка помещений». «Как правило, стандартный набор клининговых услуг включает комплексную уборку помещений (ежедневную и разовую), профессиональную уборку помещений после ремонта и строительства, услуги химчистки (мебель, линолеум, ковры и ковровые покрытия), уход за гранитными и мраморными покрытиями, очистку стеклянных поверхностей (окон, витражей и т. п.), прочистку канализации, вентиляции, системы отопления, услуги дезинфекции, дератизации, дезинсекции, промышленный альпинизм, чистку фасадов здания, чистку крыш от снега, уборку территории, ландшафтный дизайн. В идеале профессиональная клининговая организация должна уметь осуществлять не только ежедневную уборку, но комплексное управление зданием», – пояснил G2P Андрей Жамкин.

«Рынок профессиональных клининговых услуг в Москве возник в 1992 году, – сообщила Guide to Property генеральный директор компании «Ронова Клининг» Маргарита Авдеева. – Первыми начали пользоваться услугами профессиональных клинеров зарубежные фирмы, работающие в России, постепенно их опыт стали перенимать крупные отечественные компании».

«Клининговый симбиоз» имеет огромное значение как для компаний-клиентов, так и для самих представителей данного сегмента рынка. Помимо того, что чистота и привлекательный вид помещения положительно влияют на имидж компании, существуют и другие причины роста популярности клининга. «Основная причина такого спроса на услуги клининга, – считает Анастасия Хоменчук, руководитель отдела офисной недвижимости компании DTZ Zadelhoff Tie Leung, – это не только обеспечение чистоты. Это и оптимизация эксплуатационных расходов: при правильном и профессиональном клининге частота ремонтов сокращается настолько, что пренебрегать услугами клининговых операторов не станет ни одна уважающая себя управляющая компания. Ведь это одна из многих принципиально важных норм грамотного ведения бизнеса, принятая во всем мире».

С этим мнением согласен и Андрей Жамкин. «Для компании подобный союз с клининговой организацией позволяет существенно экономить на оборудовании и инвентаре, помещениях для его хранения, а также избегать бухгалтерских и финансовых трудностей, возникающих при зачислении дополнительных сотрудников в штат. Таким образом, работая по схеме аутсорсинга и перекладывая таким образом вопросы ухода за помещениями на стороннюю профессиональную организацию, компании не придется сталкиваться с больничными, отпусками, прогулами, премиями и штрафами, ремонтом и покупкой оборудования, расходных материалов и т. п. Это просто перестает быть её заботой. При этом правильная и своевременная уборка помещения позволяет значительно отсрочить его ремонт», – рассказал он G2P.

Пока, однако, российский рынок клининговых услуг еще не вырос до размеров западного и во многом уступает ему. По словам Андрея Жамкина, первые специализированные клининговые организации появились в Европе 80 лет назад. «К настоящему времени уборочный сервис Европы превратился в масштабную индустрию с годовым оборотом порядка 20 млрд. евро. Среди стран-лидеров фигурируют Германия, Франция, Великобритания, Испания. В этих странах профессиональные компании практически вытеснили уборщиков по найму», – говорит Андрей Жамкин.

В России же, по оценкам специалистов, профессиональные клининговые компании обслуживают в лучшем случае 15% всей коммерческой недвижимости (80% которой, кстати говоря, приходится на Москву). Как отмечает Андрей Жамкин, в Москве и Санкт-Петербурге лишь 30% компаний в этом секторе могут оказать полный перечень клининговых услуг.

«На рынке сейчас представлено 15–20 крупных компаний и порядка 300 малых и средних  частных предприятий с небольшим объемом производства и  численностью персонала до 20 человек, реже до 100. Объясняется это, в первую очередь, тем, что отечественный рынок клининговых услуг очень молод. Появлению первых уборочных организаций в 90–х годах способствовал приход в российскую экономику иностранных компаний, а также появление коммерческой недвижимости класса А. Сейчас российские «уборщики» отслеживают появление новых технологий и материалов на европейском рынке, так или иначе все они представлены у нас. Однако качество услуг большинства компаний все еще отстает от западного уровня», – рассказал он G2P.

Конечно, в целом организация процесса обслуживания объекта будет очень похожа у ведущих зарубежных и отечественных компаний. Существующая разница во многом объясняется отношением к чистоте «у нас» и «у них». Как полагают в редакции журнала «Профессиональная уборка», российские предприниматели гораздо более неохотно платят «за чистоту», чем их западные коллеги. «У нас клининговую компанию свободно может организовать любой предприниматель – сертификация клининговых услуг добровольна, а лицензирование отсутствует. «У них» такой свободы нет – создать клининговую компанию может только дипломированный в данной области специалист, а без лицензии ни о каких серьезных объектах речи не идет. Таким образом, пока мы имеем клининг, некий условный средний уровень которого объективно ниже, чем в развитых «клининговых» странах. Но ниже только за счет тех, кто работает и учится клинингу одновременно», – рассказали G2P в редакции.

Другими словами, наши клинеры еще не научились нормально работать – зачастую из-за недостатка знаний или первоначального отсутствия необходимой техники и химии работу приходится переделывать. «Неудивительно, – говорит Маргарита Авдеева, – ведь за рубежом эта индустрия существует гораздо дольше. На сегодняшний день все оборудование, которым пользуются отечественные клинеры, зарубежного производства, все технологии, используемые нами в работе, тоже имеют западное происхождение. Даже ГОСТ Р 51870–2002, в соответствии с которым работают клининговые компании в России, являет собой кальку с английского стандарта».

Однако самым главным отличием отечественного рынка клининга, по ее мнению, является то, что на нем практически отсутствуют компании с узкой специализацией. «Я не беру в расчет мелких и начинающих клинеров. За рубежом же довольно много нишевых игроков, которые специализируются, скажем, только на химчистке ковров», – рассказывает G2P Маргарита Авдеева.

Наши же игроки пока предпочитают комплексный подход к профессиональной уборке объектов недвижимости. «Спектр предоставляемых услуг таких компаний растет, и ценообразование на услуги очень варьируется. При этом клининговые услуги будут продолжать активно развиваться, являясь неотъемлемой частью бизнеса. Спрос на них будет расти. Объектов недвижимости с каждым годом становится все больше, а уборка является важной составляющей привлекательности объекта», – считает управляющий директор департамента управления недвижимостью компании Cushman & Wakefield Stiles & Riabokobylko Борис Авксентьев.

Как считают специалисты компании «L&T Services», такая востребованность данного вида услуг, в первую очередь, является результатом доверия владельца или арендатора недвижимости сторонней организации.

В целом же можно сказать, что российский клининговый рынок имеет огромный потенциал для дальнейшего развития. По оценкам экспертов, на сегодняшний день объем неудовлетворенного спроса в этом секторе составляет 50–70%, а ежегодный прирост оборота крупных клининговых операторов Москвы за счет обслуживания только офисов достигает 25%. Ожидается, что уже в ближайшие годы объем этого рынка возрастет в несколько раз.