Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Аналитическая статья |Власть |Правительство |Индия: лавочники против розничных сетей
45,02.Кб


Индия: лавочники против розничных сетей

В Индии октябрь - период традиционных праздников, подарков и застолий, когда выручка магазинов взлетает до небес. Однако на прошлой неделе около 7000 уличных продавцов, владельцев небольших магазинов и киосков прервали торговлю,  для того чтобы приехать в район Азад Майдан на севере Мумбаи (бывш. Бомбей). С плакатами, на которых было написано «Спасите мелкую розницу», они вышли на марш протеста против крупных индийских и иностранных розничных сетей, таких как Reliance Retail и Wal-Mart, которые, как утверждают торговцы, угрожают их бизнесу.

По данным исследования, проведенного институтом Маккинси, объем розничного сектора Индии, с ее быстро растущей экономикой и постоянно увеличивающимся средним классом, составляет 350 миллиардов долларов, а к 2025 году он достигнет 1,52 триллиона долларов. Такой рынок – лакомый кусок для отечественных и иностранных корпораций. Индия – страна мелких лавочников:  в стране около12 миллионов торговых точек, и 95% из них – небольшие семейные магазинчики, конкурирующие с торговцами вразнос и владельцами уличных лотков и палаток. Существуют также сети небольших продуктовых супермаркетов в формате «магазин у дома», но они страдают от необязательности поставщиков, уже вошедшей в Индии в поговорку.

Так было раньше, но времена меняются: по всей стране открываются сотни новых супермаркетов, активно внедряется система перевозок замороженной продукции, новые системы управления. Самая крупная национальная розничная сеть – Subhiksha – состоит из 760 магазинов по всей стране. Сеть Big Apple объявила, что к концу текущего года планирует открыть 100 магазинов 7-Eleven в одном только Дели. Сеть Reliance Retail, которая является подразделением крупнейшего в Индии холдинга Reliance Industries и одним из самых заметных игроков на национальном розничном рынке, планирует инвестировать 5,5 млрд долларов в открытие магазинов в 784 городах по всей стране. Одновременно с этим, такие крупные международные ритейлеры, такие как Tesco и Carrefour, пытаются укрепиться на индийском рынке, учреждая совместные предприятия в партнерстве с индийскими компаниями (индийское законодательство запрещает иностранным торговым сетям самостоятельно выходить на местный рынок). Wal-Mart уже объявила о партнерстве с Bharti Group, крупнейшей индийской телекоммуникационной компанией.

Пока эти новые сети супермаркетов занимают меньше 5% рынка, однако их присутствие вызывает жесткую оппозицию. За последние несколько месяцев прошли массовые протесты в штате Уттар Прадеш в Центральной Индии. В Керале и Западной Бенгалии, где у власти стоят прокоммунистические партии, в сентябре прошлого года  демонстрации достигли такого размаха, что продуктовая сеть Reliance Retail была вынуждена закрыть магазины и уволить весь персонал. «Мы добиваемся, чтобы правительство не допускало на внутренний рынок крупные корпорации, пока не выработана национальная политика в этой области, которая бы устроила всех игроков, включая небольших предпринимателей, владельцев мелких магазинов и уличных торговцев, а также оптовиков», – говорит Дхармендра Кумар из индийской федерации India FDI Watch, объединяющей профсоюзы и торговые ассоциации. «Розничная торговля – второй по величине источник занятости в стране, и стремительный выход на национальный рынок крупных игроков лишит источника средств почти 40 миллионов человек», – объясняет Мохун Гурусвами из Центра альтернативной политики Нью-Дели. Он предупреждает, что без принятия соответствующего законодательства такие гиганты, как Wal-Mart, затопят страну дешевыми товарами из Китая и Юго-Восточной Азии и разорят отечественных производителей.

Сторонники прихода на внутренний рынок крупной розницы говорят, что на индийском рынке достаточно места и для больших, и для мелких предпринимателей, а выгоды намного превосходят потери. «От организованной торговли выиграют как покупатели, так и фермеры», – говорит Гибсон Ведамани из Индийской ассоциации ритейлеров. По его словам, всем пойдет на пользу более эффективная организация поставок и экономия на масштабе, которые принесут с собой крупные сети. Некоторые аналитики, в свою очередь, считают, что за волной протестов стоят политические интересы. Единство индийского коалиционного правительства дало трещину вследствие разногласий вокруг американо-индийского ядерного соглашения, и со дня на день можно ждать внеочередных выборов. Такой больной вопрос, как розничная торговля, позволяет играть на настроениях миллионов избирателей, и оппозиционные партии не могут упустить такой козырь. Крупные розничные сети все чаще подвергаются нападкам, организованным популистами, и по мере приближения выборов число протестов, скорее всего, будет увеличиваться.

Однако розничные гиганты не сидят сложа руки – они готовы сопротивляться. «Мы поставили перед собой определенные цели, и будем их добиваться», - сказал Мукеш Амбани, глава совета директоров и управляющий директор Reliance Industries, выступая на прошлой неделе на ежегодном собрании акционеров. Он добавил, что сопротивление выходу на рынок крупных сетей ослабнет, как только станут очевидными принесенные ими выгоды. Другая корпорация, Mahindra Group, объявила о создании собственного розничного бизнеса как раз в тот день, когда проходил митинг протеста в Мумбаи. Правительство Индии, идя навстречу левым партиям, постановило провести исследование, которое должно определить, как повлияет развитие крупной розницы на мелкие торговые предприятия, и выработать меры, которые помогут им выстоять. Как пояснил г-н Гурусвами, «будущие за организованной розничной торговлей, мы не можем удержать ее развитие. Просто надо постараться сделать приход крупных ритейлеров на рынок максимально безболезненным».

Madhur Singh, The Time

http://www.time.com/time/business/article/0,8599,1672425,00.html

Автор: Ксения Чурмантеева
Источник: Guide to Property