Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Ипотека |Ипотека |Банк ВТБ 24 и 17 страховщиков устранили нарушение антимонопольного законодательства в сфере ипотеки
12,22.Кб

Россия | 01 октября 2008 | Ипотека Страхование

Банк ВТБ 24 и 17 страховщиков устранили нарушение антимонопольного законодательства в сфере ипотеки

Банк ВТБ 24 и страховые компании: ОСАО «Ингосстрах», «Военно-страховая компания», СК «ВТБ Страхование», «Росгосстрах-Столица», «Росгосстрах-Сибирь», «Росгосстрах-Северо-Запад», «Росгосстрах-Поволжье», «Росгосстрах-Татарстан», «Росгосстрах-Юг», «Росгосстрах-Урал», «Росгосстрах-Дальний Восток», «Росгосстрах-Центр», «Росгосстрах-Аккорд», СК «Русский Мир», «СК «ПАРИ», «Губернская страховая компания Кузбасса» и «МАКС» устранили нарушение антимонопольного законодательства в сфере ипотеки. Об этом сообщает пресс-служба Федеральной антимонопольной службы России.

ФАС России 26 сентября 2008 года признала Банк ВТБ 24 и семнадцать страховых компаний нарушившими пункты 1 и 4 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» (запрет на антиконкурентные соглашения).

Нарушение антимонопольного законодательства выразилось в заключении банком и страховыми компаниями соглашений о сотрудничестве в рамках ипотечного жилищного кредитования, которые привели (могли привести) к установлению тарифов на страховую услугу, а также экономически и технологически не обоснованному отказу от заключения договоров с определенными продавцами и покупателями.

В ходе рассмотрения дела в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 ФЗ «О защите конкуренции» банк и страховые организации представили документы, подтверждающие добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства.

Так, из соглашений о сотрудничестве в рамках ипотечного жилищного кредитования были исключены фиксированные и минимальные тарифы по страхованию жизни, имущества и титула, которые должны применяться страховщиками при комплексном ипотечном страховании. При этом соглашения были дополнены положениями о том, что никакое из условий соглашений не подразумевает обязанностей банка и страховых компаний согласовывать цены, тарифы, скидки или иным образом закреплять взаимную связь стоимости своих услуг для третьих лиц.

В целях недопущения необоснованных отказов от заключения кредитных договоров по причине выбора заемщиками той или иной страховой организации банк разработал и разместил в открытом доступе на сайте:  требования банка к страховым организациям (общие требования и требования к финансовой устойчивости); требования банка к договорам страхования при ипотечном кредитовании; перечень документов, предоставляемых страховыми организациями для проверки на соответствие указанным требованиям; сведения о возможности заемщиков заключать договоры страхования с любыми страховыми организациями, если по результатам проверки будет установлено, что она отвечает требованиям банка.

В связи с добровольным устранением банком и страховыми компаниями выявленного нарушения антимонопольного законодательства и его последствий ФАС России пришла к выводу об отсутствии оснований для выдачи банку и страховщикам предписания о прекращении ограничивающего конкуренцию соглашения и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Установление факта нарушения статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» является основанием для привлечения соответствующих лиц к административной ответственности, установленной статьей 14.32 КоАП РФ.
Напомним, что поводом для возбуждения дела послужили добровольные заявления банка и страховых организаций об отказе от дальнейшего участия в заключенных ими соглашениях, ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством РФ. Вопрос об освобождении банка и страховщиков от административной ответственности будет рассмотрении в соответствии с процедурами КоАП РФ.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела ФАС России не только установила факт нарушения пунктов 1 и 4 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции», но и выявила признаки нарушения банком и страховыми организациями пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения соглашений, которые приводят (могут привести) к навязыванию заемщику условий договора ипотечного кредитования, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора.

Речь идет о том, что заключаемые банком и страховыми организациями соглашения о сотрудничестве в рамках ипотечного жилищного кредитования предусматривают помимо страхования предмета ипотеки обязательное страхование заемщиками жизни и титула, что может рассматриваться как невыгодное или не относящееся к предмету договора ипотечного кредитования условие.

Соответственно, признаки нарушения антимонопольного законодательства ФАС России усмотрела в действиях банка и страховых организаций, которые совершаются на рынке банковских услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 40 ФЗ «О защите конкуренции» нарушения кредитными организациями на рынке банковских услуг рассматриваются комиссией, в состав которой на паритетной основе включаются представители Центрального банка Российской Федерации.

В связи с этим комиссия по рассмотрению дела поручила Управлению контроля финансовых рынков в порядке, предусмотренном Административным регламентом по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ, подготовить соответствующие документы о выявленных признаках нарушения антимонопольного законодательства.

Таким образом, окончательное решение о наличии либо отсутствии в действиях Банка ВТБ 24 и страховых организаций нарушения пункта 5 части 1 статьи 11 ФЗ «О защите конкуренции» будет принято совместной комиссией из представителей ФАС России и Банка России.


Тема дня