Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Правительство |В Самаре предпочитают инвестировать в дорогие отели


Россия | 29 ноября 2004 | Власть Недвижимость

В Самаре предпочитают инвестировать в дорогие отели

За последние несколько лет в Самаре было открыто более десятка мини-отелей, а год назад принял первых гостей самый комфортабельный гостиничный комплекс города “Ренессанс”. Однако, как говорят участники рынка, до сих пор не удовлетворен спрос на качественные, но более дешевые отели. Эту нишу могут занять гостиницы, построенные еще в советское время, но им необходима реконструкция.

“В советское время “Интурист” строил в основном гостиницы в городах “Золотого кольца”, — вспоминает руководитель управления по делам туризма правительства Самарской области Юрий Антимонов. И поэтому в Самаре с появлением бизнес-туризма гостиниц стало не хватать. С середины 90-х гг. в городе начали появляться небольшие отели на 15-20 номеров, которые туроператоры позиционируют на уровне “3-4 звезды”. Из самарских гостиниц, по словам Антимонова, лишь “Националь”

(“3 звезды”) и еще один отель, название которого чиновник вспомнить не смог, прошли официальную классификацию.

“Мини-гостиницы строили крупные предприятия, которые столкнулись с проблемой размещения своих партнеров”, — говорит менеджер по приему туристического агентства “Интурист-Самара” Варвара Рабинович. Например, после открытия прямого рейса в Самару немецкой авиакомпании Lufthansa необходимо было разместить на ночлег экипаж самолета, рассказывает директор гостиницы Hansa Елена Баландина. Немецкие представители встретились с директором компании “Системы менеджмента и производства”, и было принято решение построить мини-отель Hansa, добавила она.

В городе открыто более десятка небольших отелей. “Люди поняли, что это бизнес, который может приносить деньги”, — отмечает Баландина. Интерес инвесторов к малым отелям она объясняет небольшим объемом инвестиций и быстрой окупаемостью — два-три года. Те же сроки окупаемости называет и Елена Чертыковцева, директор отеля “Айсберг”. Этот отель на 14 номеров был открыт месяц назад. “Возможно, что нам удастся окупить инвестиции за год”, — говорит Чертыковцева.

Частные инвесторы предпочитают открывать мини-гостиницы в существующих зданиях в центральных районах города. Баландина оценивает затраты на реконструкцию 1 кв. м под трехзвездочную гостиницу в $300-400. “Открытие пятизвездочного отеля на 12 номеров может обойтись и в $1,5 млн, а для отеля на "три звезды" хватит $500 000”, — говорит директор.

Первый гостиничный комплекс уровня “пять звезд” открылся в Самаре в ноябре прошлого года. Отелем “Ренессанс” на 196 номеров управляет компания Marriott International Inc. Прежде ниша отелей такого уровня было совершенно не заполнена, говорит директор турагентства “Самаратур” Алексей Денисов.

В следующем году отель на “четыре звезды” в исторической части Самары планирует открыть компания МТЛ, которая входит в холдинг “Волгабурмаш”. Об этом сообщил вице-президент “Волгабурмаша” Юрий Трахтенберг. Отель будет работать под брэндом Holliday Inn. Ранее президент “Волгабурмаша” Андрей Ищук оценивал общий объем инвестиций в $12-14 млн.

Два отеля под западными брэндами смогут полностью закрыть спрос на элитные гостиницы в Самаре, говорит генеральный директор отеля “Националь” Александр Григорьев.

Очередь по понедельникам

Среднегодовая заполняемость самарских гостиниц составляет 50-60%, по мини-отелям этот показатель достигает 70%, говорит Юрий Антимонов из правительства Самарской области. В течение года загрузка распределяется достаточно ровно, спад наблюдается лишь в периоды праздников и отпусков: конец декабря — начало января, май и август, добавил он. С этими выводами согласен и Григорьев из “Националя”. Загруженность гостиниц зависит скорее от дня недели, чем от сезона. “Чаще всего заезды идут в понедельник, вторник”, — говорит он. Загрузка “Националя” в будни составляет 90%, а в выходные падает до 25-30%, добавил директор гостиницы. Аналогичная ситуация наблюдается и в мини-отелях, говорит Елена Баландина из Hansa.

Подавляющее большинство гостей в самарских отелях — представители бизнеса. “Мы размещаем в гостиницах Самары около трех тысяч человек в год, — говорит Варвара Рабинович из "Интурист-Самары", — из них 90% — бизнес-туристы”. Такую же пропорцию называет и гендиректор агентства “Самараинтур” Елена Сегал.

Участники рынка говорят, что постоянно сталкиваются с нехваткой номеров во всех ценовых сегментах. “Бывают дни, когда и "Ренессанс" заполнен на 100%. Особенно сложно разместить клиентов, когда здесь проходят выставки, крупные мероприятия, — отмечает Сегал. — Доходит до того, что людей приходится селить в квартирах”.

Об отсутствии проблем с поиском клиентов говорят и руководители мини-отелей. “Мы клиентов не ищем, они нас сами находят, — говорит Елена Баландина из Hansa. — В Самаре нашу гостиницу почти никто не знает, зато знают в Москве”. Не испытывает проблем с заполняемостью и недавно открытый мини-отель “Айсберг”. “Первыми к нам обратились фирмы, которые находятся рядом и которым удобно размещать недалеко от офиса своих гостей, — говорит Чертыковцева. — Если пойдет больше рекламы, то заполняемость будет 100%”.

Меньше, но лучше

Все крупнейшие гостиницы города, построенные еще в советское время, относятся к уровню “2-3 звезды”, и именно в этом сегменте ощущается наиболее острый дефицит номеров, говорят участники рынка. При этом проектов строительства новых гостиниц такого уровня пока нет. “В гостиничном бизнесе, как и в туристическом, не заполнена ниша услуг для массового потребителя, — отмечает Алексей Денисов из "Самаратура". — Не хватает хороших "трех звезд" по хорошим трехзвездочным ценам”. Инвестиции в строительство трехзвездочного отеля на 100 номеров могут составить $7-10 млн, говорит Григорьев из “Националя”. “Но мало кто готов выложить такую сумму и ждать 5-7 лет, когда средства вернутся”, — полагает он.

Однако эта ситуация начинает меняться. Летом этого года “Тидбит-Самара” выкупила гостиницу “Октябрьская”. “Ситуация на рынке будет меняться в сторону улучшения качества предоставляемых услуг, — говорит Алексей Набоков, директор "Тидбит-Самары". — Потребность в гостиницах без сервиса отпадет автоматически”. Компания собирается провести реконструкцию отеля. Набоков говорит, что ориентировочная стоимость ремонта 1 кв. м составит $100-200. Владельцы гостиницы не собираются повышать категорию отеля после реконструкции. “Наша задача — сделать что-то похожее на сервис, честные "две звезды". Цена номера останется прежней, а окупить проект мы надеемся, увеличив загрузку гостиницы”, — сказал Набоков.

Реконструкция ждет и “Националь”, расположенный в исторической части Самары. “Мы хотим добиться уровня “три плюс”, — заявил Александр Григорьев. Проект подразумевает практически полное переоснащение отеля. Работы, как и в случае с “Октябрьской”, будут проводиться по частям.

И Набоков, и Григорьев отмечают, что строительство новой гостиницы выгоднее реконструкции. “Но в старой части города очень сложно с коммуникациями”, — говорит Григорьев. С этими трудностями столкнулся “Волгабурмаш”: из-за проблем с подводом коммуникаций открытие Holiday Inn перенесено с декабря на весну следующего года, заявил Трахтенберг.

Евгений Корнилов


Тема дня