Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Дизайн |Интерьер жилых помещений |Частный интерьер. Вперед в прошлое... или назад в будущее?


Новосибирск | 01 февраля 2006 | Дизайн Недвижимость Мебель

Частный интерьер. Вперед в прошлое... или назад в будущее?

Желание человека находиться в удобной, красивой и приятной жизненной среде закономерно. Но как его исполнить? Город меняется очень медленно, архитектура зданий инертна и мало зависит от частного вкуса и мнения, а вот интерьер... именно в нем заложена возможность быстрых и реальных изменений. Дело только в том, что все мы имеем разные возможности и разные представления об идеальном интерьере. Последние 10-12 лет стали поистине революционными, изменив идеологию интерьера советского времени.


   Начался поиск вариантов абсолютно нового типа планировки и обустройства квартир и коттеджей, нового стиля жизни, воплощенного в интерьере. Сначала вполне достаточно было магического слова "евроремонт", подразумевавшего, что при отделке помещения используются импортные материалы и технологии. За последние же годы реализовано много частных интерьеров, гораздо более содержательных и ярких. Это широкая палитра индивидуальных художественных творческих актов архитектора (дизайнера) и заказчика.


   Именно совместное творчество этих двух фигурантов (заказчика и дизайнера) порождает сейчас новую культуру частного интерьера. Заказчик хочет иметь абсолютно оригинальный, уникальный и подходящий во всех мелочах его семье дом, и это его неоспоримое право. А дизайнер профессионально помогает ему сначала осмыслить потребности, сформулировать пожелания, а затем формализовать их на вполне реальной основе конкретного архитектурного пространства, бюджета и наличествующих на рынке отделочных материалов, мебели и других составляющих интерьера.
  Можно долго дискутировать о степени "подчинения" дизайнера воле заказчика, но в частном интерьере оно должно быть по определению. Конечно, встречаются случаи, когда заказчик приходит на громкое имя дизайнера, безоговорочно принимает его стиль, вкус и творческий почерк, жертвуя во имя чужих художественных идей собственными амбициями и привычками. Получает он при этом некое пространство, так сказать, "от кутюр", которым можно удивить друзей, коллег или соседей, а жить в нем вряд ли комфортно - наши бытовые привычки и укоренившиеся представления находятся глубоко на подсознательном уровне и пренебрегать ими нельзя. Бывают и совершенно противоположные случаи, когда заказчик изначально уверен в том, что точно знает все о своем будущем интерьере, а дизайнер должен лишь графически грамотно оформлять его мысли и доносить до строителей и отделочников. Иногда и сам дизайнер полностью отдает инициативу в руки заказчика.


  Но все это крайние случаи. Сбалансированное "сотворчество" является самым оптимальным вариантом, дающим интересный с художественной точки зрения и вполне приемлемый для жизни результат.
  Идеальный заказчик должен уважать дизайнера и, посвятив немало времени общению с ним, впустить его в какой-то мере в свой мир, терпимо относиться к поиску взаимопонимания при выборе стиля и формализации умозрительных идей. Чтобы совместно сформировать представления о будущем жилище. В свою очередь, идеальный дизайнер должен быть: тонким психологом, способным из общения с заказчиком почерпнуть уникальную идею интерьера, нужного именно этому человеку; эстетом и оратором, способным убедить или переубедить предложенными красивыми и гармоничными решениями любого заказчика; знатоком технологий и рынка интерьера для осуществления грамотного выбора на обширном поле возможностей, и это все сверх профессионального умения рисовать, чертить, проектировать.


  В рамках схемы: заказчик - дизайнер - фирмы-продавцы реализуется сегодня огромная творческая свобода. Создаваемые интерьеры настолько разнообразны по стилю и качеству дизайна, что их очень трудно описать, охарактеризовать и классифицировать.


  Идет активный поиск, на основе которого выкристаллизовываются какие-то позитивные тенденции, течения, направления. А пока именно отсутствие ясной, конкретной стилистики в современном интерьере порождает желание дизайнеров и заказчиков обращаться к идеям и формальным приемам различных исторических эпох. Делается это достаточно вольно, к достоверности "цитат" никто не стремится, что отвечает идеологии создания интерьеров как неповторимых и самобытных феноменов: "прямая" цитата может быть многократно повторена, а вольный набор различных формальных приемов из разных стилей и эпох уже практически уникален. Дизайнеры и архитекторы, которые работают в так называемой "классике", эксплуатируют архитектурные приемы давно ушедших столетий в разных интерпретациях и контексте (часто цитируемые римские развалины, готические арки, романские своды, колонны, ордера, фризы...). Те, кто делают что-то "современное", эксплуатируют недавнее прошлое: конструктивизм, интернациональный стиль, хай-тек... Лишь художественный вкус и чувство меры как-то регламентируют полную свободу волеизъявления в эксплуатации достижений былого времени. И это именно эксплуатация, а не заимствование, так как наборы цитат формируются и выстраиваются дизайнерами в несвойственной "чистому" стилю логике или вообще вопреки любой логике.


  Модны интерьеры "в духе" какого-либо стиля, например, пара колонн и профилированный потолок посреди вполне модернистского пространства как бы создают "классический дух". При этом очевидно абсолютно поверхностное понимание классики, которая была в большей мере системой норм и приемов в проектировании, нежели набором архитектурных форм. Гораздо глубже в передаче "классического духа" выглядело бы проектирование помещений с ясной, симметричной структурой и хорошо читающейся уравновешенной композицией даже при отсутствии колонн, арок и карнизов. Но сегодня все по большей части театрально, декоративно, чисто внешние эффекты заменяют собой глубину "вхождения в тему".


   Сегодняшняя постсоветская эклектика не тождественна бесхитростному и прямолинейному историзму эклектики XVIII века и недавно существовавшему ироничному постмодернизму (у нас никто не умеет и не стремится создавать дизайн с "двойным дном",с глубинными смыслами). Наша эклектика сродни романтизму по огромному эмоциональному заряду (в желании как можно дальше уйти от убогих стереотипов "совка") и сюрреалистическому мировосприятию - по творческой логике. Информационный век подарил возможность каждому человеку заглянуть в различные эпохи, страны, культуры, места и ситуации, заприметить там что-то понравившееся для себя и пытаться потом воплотить эти фрагменты в своем жилище. Сознание человека нового тысячелетия перегружено визуальными образами и является клиповым. Поэтому совсем неудивительно, что все отражается и в интерьерном творчестве. Приветствуются оригинальные, сложные, активные, смелые, яркие, многодельные, пластичные (напоминающие карнавал) решения, благо, что палитра возможностей, предоставленная сегодня дизайнеру и заказчику "индустрией интерьера", огромна. Именно масса эрзацев мебели в стиле прошедших эпох и масса новых, современных технологий, которые на новом техническом уровне "перевоссоздают" прошлое, опять же провоцируют ретроспективный взгляд.


  И если сделать сегодня умозрительный разрез современного жилого дома, внутри мы увидим немало квартир а-ля "средневековый замок" или а-ля "дворец" в стиле трех Людовиков, с колоннами и даже ротондами внутри квартиры, соседствующими с массой современной техники и современных предметов (и еще огромную массу всяких "а-ля"), сколько-то спокойных евроремонтов со всплеском эмоций в разных местах и достаточное количество неомодернистских или рафинированно-минималистских пространств со стильной современной мебелью и претенциозным дизайном. А проблеск нового "чистого стиля" во всех этих воплощениях мечты заказчика и архитектора о прекрасном в новой постсоветской интерпретации пока не заметен. Эти интерьеры эклектичны, в массе своей чисто декоративны - но они созданы для конкретных людей, под их нужды, желания и возможности, и, наверное, именно в этом заключен позитивный смысл нового взгляда на проектирование интерьера.


  Можно предположить несколько путей развития нашего интерьерного дизайна. Один из них - создание авторских школ. Имеется в виду, что со временем лучшие дизайнеры начнут передавать коллегам в различных формах накопленный профессиональный опыт, их мастерские будут работать в рамках этого опыта, поэтому начнется процесс "оттачивания", оптимизации, "доведения до блеска" устоявшегося творческого кредо. В результате мы можем получить очень качественный дизайн и какую-то стилистическую дифференциацию. Архитектурная академия начнет готовить специалистов уже конкретной профессии "Дизайн интерьера" (пока интерьером занимаются дипломированные архитекторы и художники). Сложившийся, цивилизованный рынок дизайна будет провоцировать конкуренцию, что тоже позитивно скажется на качестве дизайна. С другой стороны, будет идти спонтанный поиск новых формальных приемов, новой эстетики в интерьере, которая будет самоценна и избавит дизайнера от необходимости цитировать прошлое. Новые прорывы в технологиях могут привести к созданию принципиально новых систем, имеющих не только огромный имитаторский и декоративный потенциал (как, например, гипсокартон), но и несущих эстетику, изначально заключенную в технологии. Возможны технологические прорывы на рынке мебели, систем освещения, отделочных материалов. Но я думаю, что в будущем революционной и стилеобразующей будет даже не технология, а философия нового информационного общества. Дом станет интерактивным живым организмом.


   Но это слишком глобально. А пока у нас в Новосибирске возможны даже простые изменения в структуре рынка жилья, могут появиться квартиры, сдаваемые внаем, новые варианты жилья для состоятельных горожан и для среднего класса, что обязательно отразится на дизайне частного интерьера. Но главное на сегодняшний день - формирование цивилизованного рынка дизайнеров, расширение "индустрии интерьера" и активная деятельность прессы и средств массовой информации по пропаганде этих процессов.
  Постсоветский интерьерный дизайн уже состоялся в каком-то виде и форме, он ждет не только новых поклонников и заказчиков, но также критиков, аналитиков и серьезного к себе отношения.


Тема дня