Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Власть |Указы |Торговые сети продают москвичам некондицию


Россия | 26 февраля 2004 | Власть Недвижимость

Торговые сети продают москвичам некондицию

В ходе совместной проверки Московской государственной инспекцией по качеству продовольствия (МосГик) и Мосторгинспекцией качества реализуемой продукции в крупных сетевых магазинах Москвы на прошлой неделе были обнаружены грубые нарушения правил и норм торговли. Об этом в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» сообщила начальник МосГик Людмила Гордиенко. По ее словам, в проверенных магазинах замечена реализация продукции с истекшим сроком хранения, без соответствующих документов, указания стандартов и юридических адресов производителей. В результате из 118 тонн проверенной продукции забраковано 76% овощной, 2,9% мясной, 0,5% рыбной продукции; 35,6% бакалейных товаров и кондитерских изделий; 4,3% молочных продуктов; 12,3% мясных и рыбных консервов; 2,8% пива, винно-водочных и безалкогольных напитков. По мнению экспертов, ритейлеры, пытаясь привлечь потребителя, берут на реализацию у поставщиков менее качественный товар и распродают его по низким ценам.

Согласно данным торгинспекций Москвы и Московской области, в 2003 г. было проверено 60 тысяч торговых предприятий и из их оборота было изъято фальсифицированной и некачественной продукции примерно на 13,5 млн долл. Среди нарушителей такие крупные игроки рынка розничной торговли, как «Пятерочка», «Копейка», «Рамстор», «Метро», «Ашан». «Анализ проведенных проверок показывает, что хотя в сетевой торговле количество правонарушений меньше, чем в мелкой рознице, но они являются довольно серьезными, – сказал RBC daily представитель торгинспекции по Московской области. – Например, в ходе проверки трех гипермаркетов сети «Ашан» в декабре прошлого года было снято с продажи товаров на сумму 1,2 млн руб. Эти товары не отвечали требованиям по качеству и безопасности, срок их годности истек или у них не было сопроводительных документов, подтверждающих легальность их производства. Кроме того, во всех проверенных гипермаркетах были установлены факты продажи нелегального алкоголя». Инспекторы проверяют сетевые магазины по плану ипо жалобам покупателей. «Только на «Пятерочку» за полтора года работы было подано более 90 жалоб, – сказал RBC daily представитель торгинспекции по Московской области. – В магазинах этой сети нет должного контроля за качеством продуктов – как поступающих от поставщиков, так и находящихся в торговых залах».

В связи с тем что в 2003 г. московские торгинспекции обнаружили в сетевых магазинах многочисленные нарушения, в этом году сетевики продолжают находиться под пристальным вниманием контролирующих их деятельность органов. Так, на прошлой неделе в ходе двухдневной проверки инспектора снова нашли в 85 магазинах столицы продукцию с истекшим сроком хранения, без документов и адреса производителя. В том числе из сетевиков грубыми нарушителями правил и норм торговли оказались «Копейка», «Рамстор», «Дикси», «Метро». «Очень большая часть некачественной продукции – плодоовощная, – сказал RBC daily заместитель руководителя Департамента продовольственных ресурсов мэрии Москвы Николай Корабейник. – Это потому, что городская розничная торговля в ущерб качеству закупает продукцию часто через посредников, по более низким ценам». Хотя, по его словам, в настоящее время в хранилищах столицы есть примерно 125 тысяч тонн качественной сертифицированной плодоовощной продукции. Также у ритейлеров плохо обстоят дела с рыбой. «Почти во всех магазинах нарушены условия хранения этой продукции: часто то, что должно храниться в низкотемпературных прилавках, лежит при комнатной температуре», – сказал RBC daily представитель торгинспекции по Московской области. По мнению сотрудников торгинспекций, в ходе этих проверок найдены наиболее характерные промахи в работе розничных сетей. «Руководство магазинов должно этой информацией воспользоваться и принять срочные профилактические меры», – говорит Николай Корабейник. Однако по этому поводу RBC daily ни в «Метро», ни в «Рамсторе» комментариев получить не удалось.

По мнению представителей торгинспекций, возможно, сетевикам нужно пересмотреть условия их взаимодействия со своими поставщиками. С этим согласны крупные игроки рынка розничной торговли. «Нередки случаи, когда по договоренности магазин берет у поставщика товар на реализацию, у которого, например, срок годности истекает через 3 дня, – сказал RBC daily представитель сети супермаркетов «Седьмой Континент». – Таким образом в магазине появляется некачественная недорогая продукция. Потребитель же чаще смотрит на стоимость товара, а не на надписи на упаковке». Но в любом случае, считают опрошенные RBC daily участники рынка, всю ответственность за продажу такой продукции несет магазин. Добросовестные ритейлеры для того, чтобы следить за продукцией на прилавках, и в том числе за ее качеством, содержат целый штат мерчендайзеров. «Также часто по договоренности с ритейлером в торговых залах сети работают мерчендайзеры поставщика, которые занимаются выкладкой товара и следят за его качеством: сроком годности, видом упаковки», – сообщил RBC daily представитель Московской ореховой компании.

Опрошенные RBC daily эксперты считают, что проблемы с качеством продукции характерны для всех быстрорастущих сетей. «Чем быстрее и интенсивнее расширяется ассортимент сети, тем больше нарушений находят проверяющие, – говорит один из собеседников RBС daily. – Это болезнь роста – проблемы с кадрами, накладки в работе с поставщиками, слабый контроль за качеством со стороны администрации сетевых магазинов». По мнению некоторых представителей столичных розничных сетей, некондиционный товар нужно продавать не в магазинах, а на рынках. В то же время другие участники рынка говорят о том, что реализовывать такую продукцию можно также в специально созданных для этого магазинах. Например, в Германии есть продовольственные универсамы, где распродаются не совсем качественные товары в три-четыре раза дешевле, и немцы, делая там покупки, точно знают, что за товар они приобретают.

Жанна Олейник


Тема дня