Сергей Храмов, Директор по развитию компании 4Rent Estate
Формат моллов – один из наиболее востребованных на рынке торговой недвижимости в районах, приближенных к МКАД. Причин тому несколько: во-первых, относительно недорогая земля под застройку, во-вторых, возможность организации парковки с большим количеством машиномест, в-третьих, широкий охват жителей близлежащих районов, которым удобно делать покупки в комплексах такого формата.
В молле современному потребителю предоставлена возможность выбрать товар из широкой линейки ассортимента. К другим плюсам можно отнести наличие развлекательного сектора и фуд-корта, которые сейчас уже стали неотъемлемой составляющей хорошего молла.
Традиционно девелоперы предпочитают инвестировать средства в строительство моллов на западном направлении. Это объясняется тем, что в западных районах проживает наиболее платежеспособная часть населения. В сочетании с другими важными факторами - правильной концепцией молла и высокой проходимостью - это обеспечивает более быструю окупаемость проекта. В то же время, по причине постепенного насыщения этого сектора недвижимости и дефицита свободных земель под застройку новыми объектами, девелоперы будут вынуждены расширять географию проектов и переключать внимание на другие направления - «второго эшелона», которые, тем не менее, способны составить конкуренцию западу с точки зрения экономической эффективности.
Примеры успешных моллов на рынке демонстрируют «МЕГА», IKEA. К ведущим проектам 2006-2007 гг. можно отнести совместный проект IKEA и агрофирмы «Белая Дача» по строительству мегамолла в подмосковных Котельниках. Неудачных примеров, к сожалению, больше. Заниматься их перечислением - задача неблагодарная. В основном, это были разовые попытки успеть заработать на мнимом отсутствии конкуренции.
В будущем, по мере насыщения рынка, количество примеров неудачного строительства может возрасти, особенно если некоторые участники рынка продолжат игру под названием «я сам все могу».
Добавлю, что неудачными проекты становятся еще и потому, что изначально строятся под определенного арендатора, но по некоторым причинам или в силу сложившихся обстоятельств его не находят. В связи с ориентацией на конкретного нанимателя, концепция развития такого молла бывает, как правило, привязана к профилю деятельности потенциального арендатора и ограничена узкой специализацией. При таком подходе интересы потребителя учитываются недостаточно.
Неудивительно, что шансы на коммерческий успех подобного инвестиционного предприятия невысоки. Более дальновидные участники рынка могут свести к минимуму свои финансовые и репутационные риски, если прибегнут к помощи профессиональных консультантов.