Юлия Дальнова, Директор отдела торговой недвижимости Knight Frank
1.Насколько востребован формат «молла» в районе МКАД? 2.В чем его основные преимущества и недостатки?
Развитие ритейла в мире имеет 2 основных пути развития: «европейский» и «американский». Исторически так сложилось, что московский рынок пошел по второму пути. Основные отличия концепций – развлекательная часть. Если в Европе торговый центр – это в первую очередь именно место продаж, то в американском варианте ТЦ превращается в глобальный центр развлечений и времяпрепровождения. Безусловно, в европейских ТЦ также есть некая развлекательная составляющая, однако в процентном соотношении к торговым площадям она незначительна. Развитие формата молла за МКАД – это очень перспективное направление в существующих условиях. Не секрет, что обеспеченность торговыми площадями в Москве одна из самых низких в сравнении с крупными европейскими и американскими городами. В то же время покупательские потоки, как правило, аккумулированы вблизи станций метро или вдоль основных транспортных артерий. Нельзя не отметить, что свободных площадок, пригодных для строительства более менее крупного ТЦ в Москве не так уж много, поэтому девелоперы вынуждены создавать собственный поток, привлекая гигантским масштабом как торговых, так и развлекательных площадей.
3.Отличаются ли «моллы» от торговых комплексов в центре города по составу арендаторов?
В настоящее время рынок ритейла России испытывает большую проблему из недостатка представленных торговых марок. В результате практически все торговые центры большой площади имеют примерно один и тот же набор брэндов. Пока что Россия в мире характеризуется страной с достаточно большими инвестиционными рисками, поэтому достаточно много компаний только присматриваются к возможности выхода.
4.Чем обусловлено активное строительство в западной части МКАД? Изменится ли ситуация в ближайшие 2-3 года? Развитие западной части Москвы обусловлено историческими причинами. Даже 100 лет назад запад и юго-запад были более привилегированны по сравнению с другими районами Москвы. Соответственно и развитие рынка недвижимости независимо от сегмента пошло именно в этом направлении. Однако уже сегодня, по мере развития рынка, можно наблюдать реализацию достаточно большого количества проектов в самых разных округах Москвы, в том числе и за пределами МКАД.
5.Какие проекты в районе МКАД Вы считаете удачными/неудачными?
Безусловно, наиболее удачными проектами моллов являются северная и южная «Меги». Неплохой проект у «Вей-Март» в районе Волоколамского шоссе.