Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Строительство |«Приоритеты „Белой дачи” — девелопмент и логистика»


«Приоритеты „Белой дачи” — девелопмент и логистика»

Известный производитель овощей и зелени компания «Белая дача» концентрируется на девелоперских проектах. В начале года «Белая дача» совместно со шведской компанией IKEA начала строительство на своем пастбище на юго-востоке Москвы крупнейшего в Европе торгово-развлекательного комплекса «Мега». В конце года «Белая дача» объявила о новом мега-проекте — «русском ЛасВегасе», рекреационном парке в Подмосковье площадью 3 тыс. га.

О строительных планах «Белой дачи» и о будущем ее сельхознаправления обозревателю «Бизнеса» Сергею Канунникову рассказал председатель совета директоров «Белой дачи» Виктор Семенов. Компания застроит свои земли в Подмосковье торговыми, складскими и развлекательными центрами.

Сельскохозяйственные предприятия будут выведены в дальнее Подмосковье (сама «Белая дача» сосредоточится на редких видах салатов), а огурцы и помидоры для предприятия будут выращивать фермеры Юга России— в ближайшие два года компания Семенова планирует перейти на аутсорсинг.

— Откуда у сельхозпроизводителя такой интерес к девелопменту?

— По объективным причинам. В 1918 году, когда «Белая дача» создавалась, наша территория была дальним Подмосковьем. Сегодня она находится практически в черте мегаполиса. Использовать городскую землю под сельское хозяйство неоправданно ни с экологической, ни с экономической точек зрения.

Шесть лет назад мы подготовили план постепенного вывода сельскохозяйственных активов с территории, граничащей с МКАД. Сначала четыре года назад перевели свое животноводство дальше от Москвы — в Подольский район. На освободившихся 52 га теперь идет строительство торгового комплекса «Мега».

Но теперь считаем, что сельхозактивы нужно переносить еще дальше — на 80–100 км за МКАД. Например, участок в Подольском районе, куда мы перенесли животноводство, оказался идеальной площадкой для строительства на нем крупного логистического центра— находится на стыке Симферопольского шоссе и Малого бетонного кольца.

— Какое из направлений бизнеса «Белой дачи» — строительство, сельское хозяйство, логистические услуги — для вас наиболее приоритетно?

— В этом году по отношениюк 2004 году мы удвоили свою выручку. Из этих 100% роста на растениеводство пришлось около 20–25%, остальное — на девелоперскую деятельность и логистические услуги. Это приоритеты сегодняшнего дня.

Если говорить о перспективе, то мы, безусловно, планируем и дальше заниматься девелоперским бизнесом. Это направление интересно нам не только с точки зрения более эффективного использования освобождающихся земель «Белой дачи», но и как источник поддержки сельхознаправления.

Например, в 2006 году мы планируем вывести с «Белой дачи» в дальнее Подмосковье часть теплиц, освободив 160 га. Эта площадка также будет застроена. Планируем построить там бизнес-парк. Растениеводство по обороту уже уступает строительному направлению. Тем не менее сельскохозяйственную часть мы сохраним. Брэнд «Белая дача» останется на рынке.

С логистическим бизнесом не все так однозначно. Этот бизнес нам определенно интересен. На сегодня у нас в собственности 65 тыс. кв. м складов класса А, сейчас строятся 50 тыс. кв. м, а в 2006 году начнется строительство еще 30–35 тыс. кв. м. На этом мы закончим развитие логистического направления на территории «Белой дачи». Если мы осуществим эти планы в течение двух лет, то займем вторую позицию в России по объемам складских площадей класса А.

Тем не менее я не исключаю, что через два года мы выйдем из этого бизнеса. Если такое решение будет принято, мы продадим свою компанию «Белая дача— Маркет», оставив себе только складскую недвижимость. Все-таки логистика не наш профиль, но если бы мы отдали ее профессиональному оператору сейчас, это сильно бы растянуло срок окупаемости нашего складского комплекса.

— «Белая дача» — соинвестор торгового комплекса «Мега». Не собираетесь заниматься управлением торговыми объектами?

— Нет, это был бы слишком самоуверенный шаг с нашей стороны. Мы ведь несколько лет назад планировали построить на той земле, где сейчас строится «Мега», собственный аналогичный проект. Провели даже переговоры с потенциальным якорным арендатором — Metro Cash & Carry. Проект не состоялся по ряду причин, но потом мы и вовсе поняли, что одним нам, непрофессионалам, проект такого уровня не поднять.

В проекте «Мега-БД» мы через нашудочернюю компанию ООО «БД-девелопмент» выступаем в роли генерального заказчика и соинвестора. Но управлять всем проектом будут шведы, они умеют это делать.

Я могу сказать, что, поделившись долей в проекте с IKEA, мы подняли стоимость нашей доли (в СП нам принадлежит 25% плюс одна акция) выше, чем стоили бы 100% компании, которую бы мы сами построили и которой бы сами управляли.

Та же ситуация с рекреационным парком, который мы планируем построить. Наше в этом проекте — земля. Мы также должны найти стратегических инвесторов, которые вложатся в строительство, а потом будут профессионально управлять этим проектом. Самим браться за управление непрофильными активами неоправданно.

— Почему именно рекреационный парк, а не еще один торговый комплекс?

— В Раменском районе, где планируется построить парк, нам принадлежит 5 тыс. га. Около 2 тыс. из них занимает наша дочерняя компания «Русские газоны». Чтобы понять, как использовать оставшиеся 3 га, мы пригласили консультантов. Построить парк развлечений и отдыха было их идеей.

По их мнению, площадка идеально для этого подходит: хорошая экология — до Москвы 45 км, 10–12 км до аэропорта, рядом железная дорога, Новорязанское и Домодедовское шоссе, в будущем рядом пройдет и кольцевая дорога. Думаю, это было правильное решение.

— Проектов с такой концепцией и такого масштаба в России нет. Насколько они вообще реализуемы?

— Наш проект, по моему мнению, вполне реалистичен. Во-первых, потребность в таких объектах существует. Об уровне спроса на развлечения и отдых в Подмосковье можно судить хотя бы по тому, что все подмосковные гостиницы переполнены летом и зимой. Люди хотят отдыхать. При этом рынок отдыха в Подмосковье абсолютно спекулятивный, а сервис оставляет желать лучшего.

Во-вторых, мы планируем начать с малого: отелей, развлекательных комплексов и т. д. План на 2006 год — подготовить проект первой очереди, которая будет включать в себя гостиничный комплекс, поля для гольфа, возможно, трассу «Формула-1». Может быть, подтянем казино.

Сейчас на разных уровнях формируются решения о том, что игорный бизнес должен быть выведен за пределы Москвы. Мы готовы предложить площадки для какой-то части этих операторов, сделать в Подмосковье, если угодно, «маленький Лас-Вегас». Думаю, в переводе казино в специализированную развлекательную зону в Подмосковье будут заинтересованы и власти, и операторы игорного бизнеса.

В-третьих, возможно, это самое важное, проектом заинтересовались западные операторы. Недавно мы уже подписали соглашение о проработке идеи с крупной западной компанией, которая готова выступить соинвестором строительства парка, а потом— управляющей компанией. У меня есть письмо владельца «Формулы1» Берни Экклстоуна о том, что он готов включить нашу трассу в план мероприятий, как только она будет готова.

— Вы говорите, что от всех непрофильных проектов сельскохозяйственное направление «Белой дачи» не пострадает. Тем не менее теплицы сокращаете…

— Часть теплиц переносим, как я уже говорил, в дальнее Подмосковье. Но мы заинтересованы в том, чтобы большая часть производства была в южных регионах. Это логично: помидор на Кубани можно получить уже в мае без отопления, а в нашем климате теплицы нужно отапливать круглый год. Доставка обходится на порядок дешевле, чем отопление и дополнительное освещение. Соответственно, по нашим расчетам, южные овощи будут примерно на 20% дешевле подмосковных.

— Раньше вы говорили о планах строительства теплицы в Кисловодске, сейчас уже говорите о юге вообще. Где еще планируете строительство?

— Поясню. Мы планируем увеличить производство собственных салатов за три года в четыре раза. Своими силами всю эту линейку за счет только нашего производства обеспечить просто нереально — это более 100 наименований салатов и около 250 сортовых наименований.

Поэтому недавно нами было принято решение постепенно перейти на технологический аутсорсинг, то есть мы будем размещать заказы у региональных производителей. Сотрудничество будет работать по следующей схеме: мы заранее договариваемся с производителем-партнером о ценах, объемах, качественных показателях продукции и т. д., при этом «Белая дача» осуществляет агрономический и технологический консалтинг и контроль.

Для начала соотношение в производстве овощей будет таким: 90% продукции — это свое и 10% — поставленная по аутсорсингу. Потом долю партнерской продукции будем увеличивать. Эксклюзивные сорта салатов будем выращивать сами — просто никто не возьмется, очень хлопотно и требует высокой подготовки персонала. Приоритеты по аутсорсингу — помидоры и огурцы.

Это общемировая практика. Ни Bonduelle, ни Del Monte сами ничего не выращивают, а только размещают заказы у профильных производителей.

— Со сколькими подрядчиками компания собирается работать?

— Думаю, у нас будет 100– 200 партнеров. Из которых только пять-шесть в московском регионе, остальное — на юге. В связи с этим мы скорректировали планы своей региональной экспансии. Например, строительство тепличного комплекса в Кисловодске в связи с решением развивать аутсорсинг отложено как минимум на год. Поглядим, как пойдут дела.

Если проект окажется успешным, ничего в Кисловодске сами строить мы не будем, готовы отдать партнерам принадлежащие нам там 150 га земли для выращивания овощей для нас.


Тема дня