Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Инвестиции |Управление активами |Государство объединит российские аэропорты в единую сеть
14,38.Кб

Россия | 13 июля 2006 | Инвестиции G2P Daily Транспорт

Государство объединит российские аэропорты в единую сеть

Российская аэропортовая сеть вновь может стать централизованной. Как стало известно на днях, Министерство транспорта РФ собирается консолидировать управление аэропортовой сетью, создав единый государственный холдинг, в уставный капитал которого будут переданы государственные доли в авиапредприятиях. Когда и как будет формироваться новая госструктура, пока не ясно. Эта идея уже нашла сторонников среди представителей региональных аэропортов  и недовольных скептиков  — среди управляющих  и авиакомпаний.

По данным Росавиации, с 1992 года аэропортовая сеть РФ сократилась на 908 аэродромов, в основном регионального и местного значения, которые выбыли за ненадобностью или из-за отсутствия финансирования. К началу 2006 года в России насчитывалось 393 аэродрома гражданской авиации, из которых лишь 62 образуют опорную аэродромную сеть. Их эксплуатация в прошлом году принесла в госбюджет 2,4 млрд. рублей чистой прибыли. Однако большая часть этой суммы была обеспечена московским авиаузлом (почти 50 % всех авиапассажиров  — 31 млн.  человек — прошло через аэропорты Москвы). 348 из всех российских аэропортов сегодня являются убыточными.

В настоящее время из крупнейших аэропортов в 100-процентной федеральной собственности находятся только Шереметьево, Пулково и аэропорт Адлер в Сочи. Последний, впрочем, скоро перейдет в частные руки: продажа его акций намечена на конец 2006 года. Кроме того, государству принадлежат блокпакеты акций в аэропортах Новосибирска и Красноярска. Отметим, что взлетно-посадочные полосы, рулежные дорожки и светосигнальные системы в аэропортах по закону не могут быть приватизированы.

Как полагают в Минтрансе, предлагаемое объединение активов позволить улучшить качество управления аэропортами. При этом будет параллельно происходить акционирование аэропортов, «не задействованных в обеспечении государственных функций», а также передача федерального имущества аэропортов во временное пользование частным компаниям  — в аренду или на условиях концессии. В частности, с этой целью российский министр транспорта Игорь Левитин, во время своего визита во Францию на прошлой неделе интересовался опытом работы французской частно-государственной компании Aeroports de Paris, под управлением которой находится 14 французских и несколько зарубежных аэропортов.

Среди российских участников рынка пока нет единого мнения о том, пойдет ли очередная инициатива Минтранса на пользу отечественным аэропортам. По мнению руководителя пресс-службы аэропорта Внуково Константина Конаныхина, создание этого предприятия не означает какого-либо изменения в вопросах приватизации или акционирования  — речь идет просто о более эффективном управлении активами. «Сейчас государство держит на балансе колоссальный объем недвижимости и инфраструктуры. Существует масса аэропортов, существующих только из интересов национальной безопасности,  региональные аэропорты и аэропорты Крайнего Севера, — такие комплексы покрывают около 50 % территории. В результате государство вынуждено поддерживать изначально убыточные для себя объекты. Единое управляющее госпредприятие позволит понять, в каком объеме привлекать частные инвестиции, где и как использовать выделяемые федеральные средства, — пояснил Константин Конаныхин. — Создавая такую структуру, государство настроено оптимизировать использование бюджетных средств на поддержание собственных неотчуждаемых аэродромных комплексов, а с другой стороны, привлекать частные инвестиции в сервисную структуру аэропортов. Так что мотивом могло послужить просто наведение порядка в процессе управления госимуществом. Частично госпредприятия, выполняющие такие функции, уже существуют».

В первую очередь идеи Минтранса поддерживают представители региональных аэропортов. «Министерство транспорта в последнее время активно занимается аэропортами, четко и планомерно выстраивая свою деятельность в этом направлении. Все озвученные инициативы можно оценить положительно», —  заявили Guide to Property в руководстве екатеринбургского аэропорта Кольцово (находится под управлением группы компаний «Ренова»). Как и следовало ожидать, проект поддерживают преимущественно в небольших местных аэропортах, надеясь, что в результате увеличится их финансирование.

В то же время крупным авиакомпаниям такая идея кажется не вполне удачной, однако по этическим соображениям официально озвучить свое мнение в СМИ многие из них отказались. По мнению руководства ряда авиакомпаний, учреждение подобной негибкой госструктуры вряд ли поможет в решении проблем региональных аэропортов и, скорее всего, создаст проблемы для частных управляющих компаний.

Вероятно, власти полагают, что избежать таких проблем позволит взаимодействие государства с собственниками аэропортовых активов на основе государственно-частного партнерства. В Росавиации признают, что привлечение сторонних инвестиций просто необходимо: на данный момент для реконструкции и расширения изношенной на 80 % аэропортовой инфраструктуры России требуется около 100 млрд. рублей. Однако законодательная база для такого взаимодействия пока не достаточно проработана. Как считает директор по развитию компании Swiss Realty Group Илья Шершнев, все будет зависеть от условий привлечения. «Участвовать на условиях миноритарного акционера не очень интересно, а расстаться с контрольным пакетом государство, скорее всего, будет не готово. С одной стороны, централизация аэропортовых активов —  оправданная мера, с другой —  она может сильно осложниться из-за имущественных отношений. Где-то аэропортовое имущество принадлежит частным владельцам, где-то — региональным властям. Консолидировать такие активы будет непросто».