Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Аналитика |Телеком |Телефония |Сотовые ритейлеры не боятся высоких арендных ставок
24,79.Кб

Россия | 27 декабря 2006 | Телеком G2P Daily Недвижимость

Сотовые ритейлеры не боятся высоких арендных ставок

Рынок сотового ритейла растет и развивается не по дням, а по часам. Сейчас данный сегмент рынка близок не просто к пику своего развития, а, как говорят многие эксперты, к точке перенасыщения.

«Рынок сотового ритейла стал достаточно конкурентоспособным и насыщенным, – рассказывает Guide to Property Юлия Никуличева, заместитель директора, отдел стратегического консалтинга и оценки компании Jones Lang LaSalle. – Если люди покупают телефон, то, скорее всего это, просто «обновление» модели и марки, а не приобретение нового товара, как это было 2–3 года назад. На рынок вышли новые операторы, появились и новые продукты, например, продажа телефонов сейчас очень часто совмещается с предложением цифровой техники».

По словам пресс-секретаря сети «Цифроград» Ивана Белозёрова, рынок стабилизировался после периода бурного роста и сейчас практически не прогрессирует.

При этом развитие сотового ритейла происходило неоднородно. В Москве, Санкт-Петербурге и ряде крупных городов России появился и уже развивается рынок замещения. Как сообщила G2P директор департамента PR и внешних связей группы компаний Dixis Татьяна Москалева, вместе с этим происходит постепенное замедление рынка мобильных телефонов по объемам продаж и одновременному росту рынка в денежном выражении, а в последствии эта тенденция будет только усиливаться. «Однако большинство регионов страны в разной степени отстают от центральных городов в своем развитии, и, если демонстрируют вышеупомянутые тенденции, то в более замедленном темпе», – добавляет Татьяна Москалева.

Однако, как показывает практика, ритейлеры нисколько не страдают от замедления темпов развития, поскольку в денежном выражении они все же находятся в плюсе, выплывая за счет повышения рыночных цен. «Это обусловлено, как ростом благосостояния населения, так и развитием сектора потребительского кредитования (покупка в кредит дорогих телефонов), развитием линейки дорогих аппаратов, реплейсмента (увеличение объема покупок «на замену») в высшем сегменте, – говорит руководитель отдела рекламы компании «Альт Телеком» Анна Смольнякова. – Не стоит ожидать роста в количественном выражении, но можно говорить об увеличении средней цены продажи телефона».

Также, по словам Анны Смольняковой, уже сейчас многие сети в своем развитии активно используют стратегию диверсификации, развивая услуги, новые направления в обслуживании клиентов. Действительно, на сегодняшний день в салонах мобильной связи практически всегда можно найти «сопутствующие» услуги или товары, например, цифровую технику. Диверсификация минимизировать риски от снижения доходности одного или нескольких направлений. Сотовые операторы внедряют новые услуги и расширяют ассортиментную матрицу.

«В какой-то момент, когда в количественном выражении сеть вырастает до ожидаемых масштабов, ритейлер приходит к выводу, что в дальнейшем развиваться можно только по интенсивному пути, повышая рентабельность бизнеса и оптимизируя доходы, – отмечает Татьяна Москалева. – Собственно, крупные компании на рынке сотового ритейла уже сейчас приступают к работе над повышением рентабельности и оптимизации бизнеса – развивают новые бизнес направления, расширяют ассортимент, сотрудничают с производителями, открывая фирменный салоны и проводя совместные крупномасштабные акции. Эта тенденция характерна для рынка в стадии насыщения».

Так, компания «Евросеть» запустила специальный проект под названием «Техмаркет». Это типовой магазин, в большей степени ориентированный на продажу не столько мобильных телефонов, сколько разнообразной портативной цифровой техники: видеокамер, игровых приставок, цифровых диктофонов, GPS-приемников, портативных DVD-плееров.

Некоторые операторы, напротив, реорганизуют свою деятельность в обратном направлении. Например, «Эльдорадо» изначально позиционировался как магазин бытовой техники, однако, по словам руководителя отдела по связям с общественностью группы компаний «Связной» Елены Ноготковой, планирует завершить с 2–3% долей рынка мобильных телефонов, что лишь вполовину меньше доли некоторых «специализированных» операторов. По данным Елены Ноготковой, доля «Евросети» достигнет примерно 35–40%, «Связной» закончит этот год с 15–16% долей рынка и планирует достичь 18–20% доли в следующем году, «Цифроград» может достичь 9–10%, «Диксис» – около 7%, «Беталинк» – 5–6%, «Дивизион» – 3–4%.

Следующая тенденция, о которой упоминают все сотовые ритейлеры – это консолидация, достигшая к настоящему моменту практически своего пика. «Крупные федеральные ритейлеры в уходящем году вели политику активной региональной экспансии, вынуждая небольшие сети покидать рынок. Консолидация – вполне естественная тенденция, которой характеризуется любой рынок в стадии насыщения. Все это уже в ближайшее время приведет к тому, что на рынке останется лишь несколько крупных сетей, которые в итоге поделят его между собой», – считает Татьяна Москалева.

По данным Ивана Белозёрова, к концу 2006 года примерно 70% продаж приходится на 7 крупнейших розничных сетей, а к концу 2007 г. они будут контролировать более 80% рынка. Также Иван отмечает, что продолжится процесс ухода с рынка небольших региональных игроков, которые не могут конкурировать с федеральными сетями.

Елена Ноготкова считает, что консолидация рынка еще не завершена, но процесс близок к этому. «Также будет расти доля сетевых магазинов Consumer Electronics и операторских салонов», – говорит Елена.

Столичные рынки уже давно поделены между продавцами мобильных телефонов, и теперь взоры «акул» мобильного бизнеса обратились в регионы. При этом компании не забывают расти и «вширь». По словам аналитиков, работающих в данном сегменте рынка, в последнее время наблюдается стремление к увеличению арендуемых площадей. «Если раньше это были маленькие магазинчики, площадью 20 «квадратов», то сейчас стандартным размеров является площадь в 100–150 кв. м», – отмечает Юлия Никуличева.

Естественно, каждый из операторов стремится занять наиболее выгодную «позицию». «Если говорить о размещении в ТЦ, то сотовые ритейлеры стараются выбирать красивые и «людные места» в центре, например на пересечении потоков покупателей, – полагает Юлия Никуличева. – Арендодатели, как показывает практика, очень любят сотовых ритейлеров и зачастую «под одним боком» размещают несколько конкурирующих операторов».

Однако за все хорошее в жизни приходится платить, и ситуация сна рынке сотового ритейла – не исключение. «Если говорить про соотношение стоимости аренды квадратного метра в уличном павильоне и в торговом центре, то площади в ТЦ примерно на 90% дороже, – рассказывает Иван Белозёров. – Сейчас сложность положения сотовых ритейлеров в том, что прибыльность бизнеса значительно уменьшилась (из-за насыщения рынка, острой конкуренции и «обеления» экспортных схем), но арендные ставки остались по-прежнему высокими. Владельцы торговых помещений ориентируются на ситуацию трехлетней давности, когда любая точка по торговле телефонами приносила высокий доход. Соответственно и цены для сотовых ритейлеров устанавливаются выше среднего уровня. Такой расклад не отвечает сегодняшней ситуации на рынке».

«Арендные ставки для сотовых ритейлеров завышены, – соглашается Елена Ноготкова. – При этом помещения нам нужны с высоким людским трафиком, просторные, светлые, которые сейчас уже довольно трудно найти. Мы стараемся присутствовать во всех крупных открывающихся торговых центрах».

По словам Александры Кадченко, заместителя руководителя отдела исследований и аналитики компании Praedium, обычно ставки варьируются от 600 до 2 тыс. долларов за кв.м в год, в зависимости от расположения помещения, а площади под салоны связи находятся в диапазоне от 10 до 50 кв. м.

Татьяна Москалева считает, что в целом арендодатели относятся к сотовым ритейлерам более чем лояльно, но от репутации сети также зависит многое. «Арендные ставки варьируются в зависимости от месторасположения торговой точки в городе (эффективности торгового места), а также в зависимости от региона. Так, в Москве средняя арендная ставка составляет 5–8 тыс. долларов за помещение размерами 30–40 кв. м. В регионах в среднем этот показатель несколько ниже – 3–5 тыс. долларов за 30–50 кв. м», – рассказала G2P Татьяна Москалева.

«Ритейлеры продолжат освоение регионов, но сконцентрируются на небольших населенных пунктах с небольшой численностью населения, некоторые сети приступят к активному освоению стран СНГ. Основной и ведущей тенденцией наступающего года станет переход ритейлеров от экстенсивного развития к интенсивному», – резюмирует она.