Цвет:0abc

Аренда коммерческой недвижимости, продажа жилой недвижимость, складская и загородная недвижимость |Новости |Архитектура |Российские аэропорты разбогатеют за счет ритейла
14,38.Кб

Российские аэропорты разбогатеют за счет ритейла

С развитием авиаперевозок расстояния уже не являются серьезным препятствием для бизнеса или путешествий. Наличие аэропорта стало важным звеном в вопросе развития города и его экономики. Однако не всегда существует прямой воздушный путь к месту назначения, и в ожидании пересадок пассажирам приходится проводить в аэропортах по нескольку часов. Погода также не всегда благоприятствует полетам, рейс может быть отложен на совершенно неопределенный срок. Скрасить утомительное ожидание поможет чашечка горячего чая или кофе, или вкусный обед, а возможно и полезная покупка. Ритейл в аэропортах нужен не только ожидающим пассажирам, а – в первую очередь – и самому аэропорту, в качестве дополнительного источника доходов.

Как рассказал Guide to Property руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, в авиации существует термин «неавиационная деятельность», подразумевающий развитие на территории аэропортов побочных видов бизнеса, не связанных с обеспечением основных функций (прием и обслуживание самолетов, пассажиров и грузов). К этим видам бизнеса относится, в первую очередь, торговля, далее – развлечения, парковка и проч. Ведущие западные аэропорты (равно как и восточные – в Гонконге, Южной Корее и др.) получают до 40–60% общего объема доходов именно от неавиационного сектора. Однако в России этот показатель гораздо ниже – примерно на порядок.

По мнению Юлии Никуличевой, заместителя директора, отдел стратегического консалтинга и оценки компании Jones Lang LaSalle, такая ситуация связана с тем, что вопросам ритейла в аэропортах  в прошлом уделялось мало внимания, и в результате эта сфера не очень развита. В настоящее время аэропорты стремятся к мировым стандартам в этой области, но пока для этого есть не все условия.

«Основные направления торговли в аэропортах – это конечно еда и напитки, так как люди могут проводить в аэропортах по нескольку часов, багаж сдан, а человеку надо перекусить и выпить горячего чая или кофе. Также пользуются спросом сопутствующие товары. Есть и магазины одежды, но их немного, так как такие покупки и примерки не очень удобно осуществлять в условиях аэропорта», – пояснила G2P Юлия Никуличева.

Олег Пантелеев считает, что состояние ритейлового сектора в российских аэропортах можно охарактеризовать двойственно. С одной стороны, в лидирующих портах эффективно развивается современный бизнес. С другой, множество аэропортов имеют лишь зачатки этого бизнеса, и им предстоит пройти очень большой путь, прежде чем этот сегмент разовьется.

«Развитие ритейла зависит и от приспособленности помещения аэропорта. Например, в старых зданиях для этого просто не хватает места», – добавляет Юлия Никуличева.

Как рассказал G2P Генеральный директор компании «Аэропорты Юга», аффилированной с компанией «РАИНКО», Сергей Урезченко, 60% доходов западных операторов аэропортов составляет неавиационная коммерция – магазины, рестораны и т. д. «Наблюдая мировой опыт, мы понимаем, что в ближайшее время основой нашего развития должен стать рост неавиационной коммерции. Если на сегодняшний день в аэропорту «Краснодар» прибыль от неавиационной коммерции составляет порядка 2–3%, то через год мы планируем достичь 20–25% дохода», – делится планами Сергей Урезченко.

В качестве лидера в области развития ритейла в настоящий момент все эксперты единодушно называют аэропорт «Домодедово». Олег Пантелеев отмечает, что между государственными и приватизированными аэропортами нет особой разницы – и там, и там менеджмент понимает важность развития этого сегмента. Все упирается только в инвестиционные возможности и привлекательность самого аэропорта для пассажиров и для ритейловых сетей.

«Если среди владельцев есть частная компания, она может инвестировать средства в развитие ритейла, так и происходит с аэропортом «Домодедово». Если же аэропорт в госсобственности, то инвестировать в торговлю практически нечего», – констатирует Юлия Никуличева. Кроме того, она обращает наше внимание на еще один важный фактор: важна специализация аэропорта, то, какие рейсы он обслуживает. Например, аэропорт «Внуково», куда прилетает достаточно много самолетов из регионов и пассажиры там ожидают рейсов в другие регионы. Уровень доходов этих пассажиров невысок, и это сказывается на развитии торговли. Другое дело – аэропорт «Домодедово», осуществляющий много рейсов за рубеж: большинство пассажиров имеют достаточно высокие доходы, и это делает развитие торговли более рентабельным.

Как пояснил G2P Сергей Урезченко, в «Аэропортах Юга» определена единая стратегия развития данного направления во всех аэропортах холдинга: Краснодар, Анапа, Сочи и, в будущем, Геленджик. «Мы серьезно подходим к выбору арендаторов. Стараемся определить одного ритейлера для всех аэропортов. К примеру, оператор продажи прессы должен быть единым в Краснодаре, Анапе и Сочи. Таким образом, во всех аэропортах пассажирам предоставляется единый идентичный набор услуг. Наличие кафе, ресторанов, аптеки, банкоматов просто необходимо в аэропорту», – поясняет Сергей Урезченко.

Говоря о вопросах развития ритейла в аэропортах, Олег Пантелеев отмечает, что проблема масштаба бизнеса – это проблема номер один. Даже в «Домодедово» и «Шереметьево» на неавиационные доходы приходится существенно меньшая доля, чем на Западе. «Общая картина по стране в целом печальна, даже 25% нет, пожалуй, ни у кого», – констатирует он. Но стоит заметить, что постепенно ситуация улучшается.

В качестве парадоксального примера высокого процента неавиационных доходов Олег Пантелеев рассказал G2P о том, что аэропорт-рекордсмен по этим показателям как раз расположен в России, в Самаре. Это «Смышляевка», в доходах которой на неавиационную деятельность приходится свыше 80%! Порт почти не принимает самолеты, обслуживает только одиночные рейсы. Однако там проводятся автогонки…

«Проблема номер два – отсутствие концессионного законодательства, по крайней мере, в том виде, в котором оно могло бы отвечать интересам аэропортов. Аэропорт может только сдавать в аренду площади, получая арендную плату. Иметь процент от выручки (дохода) предприятия, расположенного на территории – это нормальная мировая практика, однако юридически такую возможность закрепить весьма трудно», – сообщил G2P Олег Пантелеев.

Что же ждет данную область в будущем? «Многое зависит и от пассажиропотока. Сейчас планируется сделать большие центры пересадок. Кроме Москвы, на эту роль претендуют 10 российских аэропортов, среди которых новосибирский аэропорт Толмачево, екатерибургский Кольцово и несколько региональных аэропортов. Это также должно способствовать развитию ритейла в таких центрах пересадок», – прогнозирует Юлия Никуличева.

«По мере того, как бизнес самого аэропорта принимает цивилизованные очертания, меняется очень многое. Вместо мрачных аэровокзалов появляются просторные и светлые здания, построенные по современным архитектурным проектам. В них (в проекты) изначально закладываются современные требования, в том числе и по наличию зон торговли, секторов питания и прочих услуг. На смену ларькам, торгующим всякой всячиной (по-другому и не назвать) приходят полноценные торговые ряды. Соответственно, местные ООО и ИЧП вытесняются, а места в аэропортах занимают крупные ритейловые сети», – продолжает тему Олег Пантелеев.

«Как следствие, аэропортовый бизнес, чья основная функция ранее сводилась к обслуживанию авиакомпаний и самолетов, постепенно захватывает сегмент услуг для пассажира. При этом основной инструмент – строительство площадей, на которых на условиях концессии будут работать традиционные ритейловые сети. Аэропорты не занимаются сами неавиационным бизнесом, они управляют своими площадями», – добавляет Олег Пантелеев.

По его словам, аэропорт постепенно становится не только объектом транспортной инфраструктуры, но и точкой концентрации людей. Это бизнес: строятся гостиницы бизнес-класса, офисные площади, складские комплекс, развиваются массовые услуги (торговля, питание, развлечения) и, как высшая точка, создаются особые экономические зоны. Олег Пантелеев обращает внимание на то, что аэропорты имеют в этом плане достоинства: с одной стороны, авиапассажиры традиционно являются обеспеченными людьми. С другой, иногда людям в ожидании пересадки или в случае задержки рейса нечем заняться. Для деловой аудитории – свои плюсы. Поездка в город для решения вопросов бизнеса сопряжена с пробками и прочими транспортными неудобствами. Здесь же можно провести переговоры непосредственно рядом с аэропортом и, не теряя много времени, отправиться в обратный полет.

Видя в развитии ритейла весьма перспективную для аэропорта сферу, владельцы уделяют ей особое внимание. «На сегодняшний день мы находимся на этапе определения ритейлеров, проводим конкурсы на выбор лучшего. Дизайн павильонов, форма одежды должны «вписываться» в общий вид аэровокзала. Пассажир должен чувствовать себя комфортно в наших аэропортах», – обещает Сергей Урезченко.